Ажиотаж, который был связан с регистрацией собственного бизнеса в России, остался в 90-х. В те годы, согласно статистике, каждый десятый россиянин становился предпринимателем. Сегодня все иначе. Только один из 25 человек, мечтает о своем бизнесе.
Социологические опросы утверждают, что наши граждане негативно относятся к предпринимательству. Так ли это на самом деле и как относились к предприимчивым людям в России раньше?
В российской истории много примеров успешных купцов и промышленников. Известно, что большинство из них становились меценатами. Тратили большие деньги на благотворительность. Однако, мы с трудом сможем найти примеры инновационного бизнеса, или случаи, когда изобретения российских ученых запускались в серийное производство. Разбогатевшие люди у нас традиционно вызывали зависть и неприязнь среди населения. Вспомните хотя бы все русские пословицы и поговорки на эту тему.
В России XIX века, большую роль в культивировании неприязни к предпринимателям, да и к самому слову «богатство» играли лучшие «светлые умы». Писатели, интеллигенция. Именно они провозглашали промышленников и купцов – дармоедами, негодяями, эксплуататорами. Это сильно отличалось от идеологии и ментальности той же Америки. Где частную собственность возвели в ранг священной, где свобода и богатство стали синонимами.
Территория Россия всегда была избыточна для проживающего на ней населения. Но, земля никогда не принадлежала тем, кто ее обрабатывает. Большевики, которые пришли к власти в 1917 году, истребили все понятия частной собственности. Заодно физически уничтожили всех предпринимателей и «кулаков» (крестьян-фермеров). Все годы советской власти, огромная по размерам страна не могла прокормить сама себя.
Понятия бизнес, предпринимательство в то время считались вражескими. Нормальное человеческое желание разбогатеть трансформировалось в извращенное – воровать у государства. «Тащи с работы каждый гвоздь! Ты здесь хозяин, а не гость!» — шуточное, но реальное руководство к действию советского периода. Хотя «несунов» клеймили во всех статьях и телепередачах, население страны относилось к этому явлению вполне нормально. К людям, «умеющим жить» (обладателям автомобиля, джинсов и колбасы в холодильнике) относились с завистью, но с уважением.
Бизнес в России 90-е годы попытался восстать из пепла. Быть предпринимателем стало модно, престижно и…смертельно опасно. Двигателем экономики, малому бизнесу в России, власть конечно стать не позволила. Однако, именно частный бизнес смог создать рабочие места и обеспечить людей доходом.
Сегодня, идея завести собственный бизнес в России, не очень популярна в народе. Россияне уверены в невероятной сложности и беспереспективности предпринимательства. На мой взгляд, кризис, чиновничьи поборы, несовершенство законодательства – совсем не основные предпосылки такого отношения россиян к бизнесу. Главное – это боязнь людей принимать собственные решения и брать ответственность за свою жизнь.
Дмитрий Васильев